Каталог товаров

Когда появилось кружево

Категории
Оглавление
  1. Когда появилось кружево?
  2. Техники создания кружева
  3. История кружева в разных странах
  4. Италия
  5. Фландрия
  6. Англия и Шотландия
  7. Франция
  8. Восточная Европа

В гардеробе практически любой женщины есть что-то кружевное – полноценное изделие или вещь, декорированная кружевом. Уже многие годы кружево не покидает коллекции pret-a-porte, и является излюбленным материалом именитых дизайнеров. Нежное и изящное кружево – лучшее решение, чтобы подчеркнуть женственность. 

Когда появилось кружево?

Бытует мнение, что «кружево» происходит от слова «окружать» – легкая ткань украшает и как бы окружает декором одежду. Плетение кружева – кропотливый и трудоемкий процесс.

Учёные уверены, что кружево изобрели в Италии, откуда оно распространилось по всей Европе. Существует красивая легенда о возникновении кружева.

Моряк, отправляясь в дальнее путешествие от берегов Италии, увидел водоросли удивительной красоты, и решил преподнести их в подарок своей возлюбленной. Моряк отправился в плавание, а девушка в память о нём сплела узор из тонких веточек водорослей.

Кружевоплетение известно уже многие столетия. Достоверно определить, когда возникла эта техника невозможно. В книге «Исход» описана занавеска из голубой шерсти узорчатой работы, что может свидетельствовать о том, что кружево существовало с незапамятных времён.

Упоминания об ажурной ткани встречаются в Библии. Но скорее всего речь идёт не о кружеве, а о вышивке на тонких полотнах. Кружево в традиционном понимании возникло в Европе примерно в 15-16 веке.

Техники создания кружева

Различают две основные техники изготовления кружевных тканей – плетение и шитье. Историки утверждают, что техника плетеного кружева появилась чуть раньше техники шитья.

Для создания плетеного кружева использовали круглые подушечки и коклюшки. С одной стороны подушки булавками крепили нити. Мастер кружевоплетения закреплял булавки по линии рисунка, и путём, перекладывания коклюшек друг через друга, создавал скрещивание волокон. Затем мастер вынимал булавки, фиксировал их в других местах, формируя сложный узор.

Для шитья кружева применяли стандартные иголку и нитку. Предварительно рисунок наносили на пергамент. По контуру узора кружевница наметывала толстой ниткой линию, и только после заполняла центр рисунка, создавая ажурный узор. Как только рисунок был готов, ножницами вырезали наметку, которая соединяла пергамент и кружево, – получали воздушную ткань.

История кружева в разных странах

В разные годы и в разных странах кружева плели из бумажных, шерстяных, шелковых, льняных и даже золотых нитей. В Италии существовала особая техника плетения кружева из ниток алоэ.

Италия

Первые кружева итальянских умельцев выглядели достаточно примитивно – это были узкие полоски с простыми геометрическими узорами. Самым популярным узором в то время была ретичелла – кружево в виде сеточки. Именно такой узор предпочитали в своих нарядах Екатерина и Мария Медичи. С годами узоры кружева становились всё сложнее, а материалы разнообразнее.

Италия долгие годы хранила секрет изготовления кружева. Чтобы защитить свои права на технику плетения кружевных тканей, Венецианская республика издала указ, который запрещал мастерам с острова Бергамо выезжать за пределы города или брать в ученицы иностранок.

Кружевные ткани из века в век были любимым украшением нарядов знати. Но рассвет кружевных костюмов приходится на 16 век. Именно в этот период итальянские мастера и художники создали около 20 книг, в которых были описаны различные узоры для создания кружевных изделий. Итальянских мастеров считают основоположниками техники художественного плетения кружева. Самые знаменитые мастера работали в Венеции, Милане и Генуи.

В конце 17 века Европу охватила мода на венецианское кружево, которое получило название «стежок в воздух». Это кружево представляло собой тонкий зубчатый бортик в виде причудливого геометрического узора. Со временем геометрические мотивы кружева начали дополнять фигурами людей и животных. Итальянские мастера тонкими иглами из льняных нитей создавали сложные узоры, на коклюшках плели золотые и серебряные кружева.

Фландрия

Не менее развитой и знаменитой, чем Италия в технике плетения кружева, считалась Фландрия – сегодня ее территорию занимает Бельгия и часть Нидерландов.

Здесь кружево плели исключительно из местного льна высокого качества. Цвет готового кружева был не белоснежный, а слегка розовый из-за особого цвета бельгийского льна. Чтобы создать воздушное кружево, кружевницы уходили в сырые подвалы, где воздух постоянно был влажным – благодаря таким условиям работы льняные нити были более мягкими и податливыми.

Местные мастера Фландрии традиционно создавали гипюры с растительным орнаментом, и в качестве фона использовали тончайшую тюль.

Самое знаменитое тончайшее фламандское кружево носило название «гипюр англетэр». И хотя многие считали, что его создавали в Англии, на самом деле полотна завозили из Фландрии. Запутанная история происхождения кружева связана с политикой.

В Англии долгие годы (до середины в 18 века) запрещали использовать для пошива платьев кружева заграничного производства. Английский парламент не разрешил ввозить кружева на территорию страны, чтобы стимулировать производство собственных ажурных тканей. Но среди модниц популярность фламандского гипюра была столь велика, что кружево в Англию завозили тайно и продавали под названием «англетер».

Англия и Шотландия

Развитие техники кружевного плетения обязано и шотландским мастерам. Расцвет их творчества приходится на период правления Марии Стюарт. Её считали умелой мастерицей – она искусно создавала причудливые узоры кружева с мотивами цветов, животных и птиц.

Франция

Мода на кружева во Франции возникла благодаря итальянкам Екатерине и Марии Медичи. До их переезда во Францию кружева завозили из Италии, и цена на ткани была неприлично высока. Вместе с Медичи приехали венецианские мастера, которые основали собственное производство кружев.

Испания вошла в историю как страна, жители которой тратили рекордное количество средств на покупку кружева. Растраты были настолько велики, что король Филипп в середине XVII века издал указ, запрещающий ношение кружева.

За Филиппом в 1613 году последовал Людовик 13. Он решил положить конец растратам французов, которые не боялись тратить на кружева свои состояния. Но такие меры не убили любовь французов к кружевным тканям. Чтобы не покупать дорогостоящие иностранные кружева, правительство приняло решение развивать мастерство кружевоплетения во Франции. Для этого из Венеции были приглашены известные мастера, которые открыли свои фабрики в городах Аржантан и Алансон.

Французы усовершенствовали технику плетения кружев итальянских мастеров. Их изделия отличались сложными композициями, сотнями мелких деталей, тончайшими связками и воздушными сетками. Мастера Франции особое внимание уделяли декору фона кружева, дополняя его мельчайшими деталями тонкой работы. Именно эта черта отличает французские гипюры. Мода на кружево существовала в стране вплоть до французской революции. Но после обрела новую жизнь, когда к власти пришел Наполеон.

В 17 веке кружево стало элементом парадной формы маршалов и офицеров. Его использовали повсеместно для украшения воротников, манжет, перчаток, декорирования карет, предметов мебели и алтарей.

В XVIII веке стало чрезвычайно популярным использование тонкого кружева в виде гирлянд и бантов. Особым успехом пользовались тончайшие кружева с религиозными сюжетами. Сложные узоры создавали величайшие художники. Тонкие кружева из шелковых нитей были любимым украшением времен ампира.

В 17-18 веке кружева считали драгоценными – в прямом и переносном смысле. Их плели из настоящего золота и серебра, декорировали камнями и жемчугом.

Восточная Европа

На территории Восточной Европы кружева появились благодаря князю Даниле Галицкому. При встрече с королем Венгрии в середине 13 века он обратил внимание на наряды придворных кавалеров и дам. С тех пор мода на кружево стала распространяться среди славянских народов.

Долгие годы кружева считали неотъемлемой частью приданого невесты. На территории славянских государств существовали свои техники плетения кружева, отличные от Западной Европы. В 13 веке было принято плести плоские кружева, в 16 – разнообразные зубчатые, шахматные и геометрические кружева. В XVII веке на кружева стали переносить растительные и цветочные мотивы.

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
100% гарантия качества
100% гарантия качества
14 дней на возврат товара
14 дней на возврат товара
Доставка по всей стране
Доставка по всей стране
Самовывоз из магазина
Самовывоз из магазина